Дидактический план
Схема изучения темы
Модуль 1 "Ввод-редактирование данных" |
Электронная таблица. Назначение и основные возможности программы MS EXCEL. Интерфейс программы. Ячейка, строка, столбец, диапазон, лист, книга. Движение по табличному полю. Ввод и редактирование данных. Формат представления данных. Форматирование ячеек. Сохранение табличного документа. |
Модуль 2 "Формулы" |
Ссылки. Типы ссылок(относительные, абсолютные, смешанные). Виды представления ссылок. Именованные ссылки. Формулы в Microsoft Excel. Использование текста в формулах. Использование ссылок в формулах. Операторы. Арифметические операторы. Логические операторы. Оператор объединения 2-х строк текста в одну. Операторы ссылок. Выражения. |
Модуль 3 "Функции" |
Функции. Ввод функций вручную. Ввод функции с помощью кнопки "сигма". Работа с мастером функций. |
Модуль 4 "Функции" |
Основные функции. Простейшие математические и статистические функции. Функции СУММЕСЛИ и СЧЁТЕСЛИ. |
Модуль 5 "Логические функции" |
Логические функции ЕСЛИ, И, ИЛИ. |
Модуль 6 "Поиск данных" |
Поиск данных в таблицах. Автофильтр. Создание условий. Выбор из списка, содержащего текстовые значения. Выбор из списка чисел. Выбор из списка, содержащего значения даты и времени. Фильтр по наибольшим или наименьшим числам. |
Модуль 7 "Фильтрация данных" |
Фильтрация данных. Расширенный фильтр. Дополнительные сведения о фильтрации данных. |
Модуль 8 "Сортировка таблиц" |
Сведения о сортировке. Сортировка текстовых значений. Сортировка чисел. Сортировка значений даты и времени. Сортировка по цвету ячеек, цвету шрифта или значку. |
Модуль 9 "Шаблоны, макросы, списки" |
Шаблоны.Создание шаблона документа. Сохранение файла как шаблон документа. Использование мастера шаблонов. Макросы. Порядок создания макросов. Удаление макроса. Списки. Размер и расположение списка. Содержание строк и столбцов. Формы. Вставка записей с помощью формы. Поиск записей в списке с помощью формы. |
Модуль 10 "Построение диаграмм и графиков" |
Типы диаграмм (Гистограмма. Линейчатая диаграмма. Круговая диаграмма. Точечная диаграмма. Областная диаграмма. Лепестная диаграмма. Поверхностная диаграмма. Пузырьковая диаграмма. Биржевая диаграмма. Коническая, Цилиндрическая и Пирамидальная диаграмма.) Создание диаграммы с помощью МАСТЕРА ДИАГРАММ. Редактирование диаграммы. |
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
- назначение и функции электронных таблиц;
- этапы сеанса работы с ЭТ;
Учащиеся должны уметь:
- выполнять вычисления, используя ЭТ;
- решать задачи с применением ЭТ, использовать при этом встроенные функции;
- получать справки о системе команд ЭТ;
- заполнять ЭТ и автоматически выполнять расчеты;
- осуществлять форматирование таблиц;
- осуществлять запись/чтение таблиц с магнитного носителя;
- уметь строить графики функций, заданных в таблице,
строить диаграммы;
- применять полученные знания об ЭТ при разработке индивидуальных (групповых) проектов
Критерии оценивания по теме MICROSOFT EXCEL
Уровни учебных достижений |
Балл |
Умения и навыки |
Низкий |
1 |
- Ученик имеет представления об электронных таблицах (ЭТ)
|
2 |
- Ученик отличает окно редактора ЭТ от окон других приложений
- Узнает некоторые характерные задачи, которые можно решить с помощью ЭТ: сохранение табличной информации; обработка данных, которые сохраняются в таблице; построение диаграмм на базе табличной информации.
|
3 |
- Ученик имеет представления о конкретной программе обработки ЭТ и ее назначении;
- О вводе информации в ЭТ, об использовании готовой ЭТ для получения информации;
- Может выделить признаки табличного процессора.
|
Средний |
4 |
- Ученик имеет начальные знания о вводе и редактировании информации в ЭТ
- Умеет загружать ЭТ и вносить указанные изменения, создавать простую таблицу без вычислений, вводить числовую и текстовую информацию и сохранить ее в виде файла под предыдущим именем
- Умеет маркировать отдельные ячейки и их диапазоны, копировать и перемещать информацию, сохраняющуюся в ЭТ
|
5 |
- Ученик с помощью учителя может сформировать ЭТ для решения простого учебного задания с использованием вычисления сумм содержимого ячеек, размещенных подряд
- Умеет самостоятельно вводить и редактировать информацию, представленную в виде таблицы
Умеет давать созданной таблице имя и сохранять в заданном месте диска
|
6 |
- Ученик владеет основными навыками работы в среде ЭТ,
умеет самостоятельно форматировать таблицу: изменять ширину столбцов, изменять формат содержимого ячейки, добавлять и удалять строки и столбцы, обрамлять рамкой ячейки и таблицу.
- Может по образцу создать ЭТ для решения учебного задания с использованием вычислений сумм содержимого выделенных ячеек.
|
Достаточный |
7 |
- Ученик в целом ориентируется в среде табличного процессора, знает его основные возможности и правила обработки информации.
- Умеет самостоятельно обрабатывать табличную информацию с помощью арифметических операций табличного процессора
- Умеет самостоятельно спроектировать и создать ЭТ для решения учебного задания, предусмотренного программой.
|
8 |
- Ученик умеет использовать встроенные функции ЭТ
- Может исправить ошибку, на которую указал учитель
- Использует интерактивную справочную систему
- Умеет строить диаграммы
|
9 |
- Ученик свободно владеет редактором ЭТ
- Знает основные правила поиска информации в ЭТ и умеет найти необходимый файл, содержащий ЭТ.
- Умеет создавать списки, упорядочивать, находить и выбирать данные по определенным признака
- Умеет форматировать и редактировать созданные диаграммы
- Понимает отличие абсолютных и относительных ссылок
- С помощью учителя может присваивать ячейкам имена и использовать имена и абсолютные ссылки в вычислениях
|
Высокий |
10 |
- Ученик основательно знает и использует возможности ЭТ
- Самостоятельно выполняет учебные задания по созданию и форматированию таблиц, вычислению в таблицах с использованием операций и функций в том числе логических: построение диаграмм и графиков; поиск и упорядочивание данных в ЭТ; выполнение элементарного анализа данных
|
11 |
- Ученик находит и использует дополнительные источники информации
- Умеет использовать результаты обработки ЭТ (таблицы, графики, диаграммы)
- Умеет выбирать необходимую функцию для решения задачи и использовать ее, подбирать необходимый тип диаграммы и строить сложные диаграммы; использовать сложные условия для поиска в таблице необходимых данных; производить анализ данных с помощью средств, встроенных в ЭТ
|
12 |
- Ученик имеет стойкие системные знания по ЭТ и использует их.
- В процессе выполнения заданий проявляет творческий подход.
|
Методические указания по изучению темы
Учебный материал разбит на десять модулей.Последовательность изучения каждого модуля следующая:
Шаг первый. |
Изучение теоретического материала по теме. |
Шаг второй. |
Выполнение заданий по образцу. |
Шаг третий. |
Самостоятельное выполние практических заданий. |
Шаг четвертый. |
Тестовый контроль знаний. |
В состав каждого модуля входят:
- Глоссарий, содержащий основные термины и их определения
- Список основних комбинаций клавиш для работы в Microsoft Excel.
Для начинающего пользователя обязательным является прохождение каждого раздела модуля. Остальные могут сразу перейти к выполнению третей и четвертой части. В случае неудовлетворительного результата теста рекомендуется пройти все этапы изучения модуля с начала.
Для итоговой проверки знаний по курсу предлагается контрольная работа и тестовое задание, которые отправляются на проверку преподавателю.
|