Дидактический план

Схема изучения темы

Модуль 1
"Ввод-редактирование данных"
Электронная таблица. Назначение и основные возможности программы MS EXCEL. Интерфейс программы. Ячейка, строка, столбец, диапазон, лист, книга. Движение по табличному полю. Ввод и редактирование данных. Формат представления данных. Форматирование ячеек. Сохранение табличного документа.
Модуль 2
"Формулы"
Ссылки. Типы ссылок(относительные, абсолютные, смешанные). Виды представления ссылок. Именованные ссылки. Формулы в Microsoft Excel. Использование текста в формулах. Использование ссылок в формулах. Операторы. Арифметические операторы. Логические операторы. Оператор объединения 2-х строк текста в одну. Операторы ссылок. Выражения.
Модуль 3
"Функции"
Функции. Ввод функций вручную. Ввод функции с помощью кнопки "сигма". Работа с мастером функций.
Модуль 4
"Функции"
Основные функции. Простейшие математические и статистические функции. Функции СУММЕСЛИ и СЧЁТЕСЛИ.
Модуль 5
"Логические функции"
Логические функции ЕСЛИ, И, ИЛИ.
Модуль 6
"Поиск данных"
Поиск данных в таблицах. Автофильтр. Создание условий. Выбор из списка, содержащего текстовые значения. Выбор из списка чисел. Выбор из списка, содержащего значения даты и времени. Фильтр по наибольшим или наименьшим числам.
Модуль 7
"Фильтрация данных"
Фильтрация данных. Расширенный фильтр. Дополнительные сведения о фильтрации данных.
Модуль 8
"Сортировка таблиц"
Сведения о сортировке. Сортировка текстовых значений. Сортировка чисел. Сортировка значений даты и времени. Сортировка по цвету ячеек, цвету шрифта или значку.
Модуль 9
"Шаблоны, макросы, списки"
Шаблоны.Создание шаблона документа. Сохранение файла как шаблон документа. Использование мастера шаблонов. Макросы. Порядок создания макросов. Удаление макроса. Списки. Размер и расположение списка. Содержание строк и столбцов. Формы. Вставка записей с помощью формы. Поиск записей в списке с помощью формы.
Модуль 10
"Построение диаграмм и графиков"
Типы диаграмм (Гистограмма. Линейчатая диаграмма. Круговая диаграмма. Точечная диаграмма. Областная диаграмма. Лепестная диаграмма. Поверхностная диаграмма. Пузырьковая диаграмма. Биржевая диаграмма. Коническая, Цилиндрическая и Пирамидальная диаграмма.) Создание диаграммы с помощью МАСТЕРА ДИАГРАММ. Редактирование диаграммы.

Требования к знаниям и умениям

     Учащиеся должны знать:

  •     назначение и функции электронных таблиц;
  •     этапы сеанса работы с ЭТ;

    Учащиеся должны уметь:

  •     выполнять вычисления, используя ЭТ;
  •     решать задачи с применением ЭТ, использовать при этом встроенные функции;
  •     получать справки о системе команд ЭТ;
  •     заполнять ЭТ и автоматически выполнять расчеты;
  •     осуществлять форматирование таблиц;
  •     осуществлять запись/чтение таблиц с магнитного носителя;
  •     уметь строить графики функций, заданных в таблице, строить диаграммы;
  •     применять полученные знания об ЭТ при разработке индивидуальных (групповых) проектов

Критерии оценивания по теме MICROSOFT EXCEL

Уровни учебных достижений Балл Умения и навыки
Низкий 1
  • Ученик имеет представления об электронных таблицах (ЭТ)
2
  • Ученик отличает окно редактора ЭТ от окон других приложений
  •  Узнает некоторые характерные задачи, которые можно решить с помощью ЭТ: сохранение табличной информации; обработка данных, которые сохраняются в таблице; построение диаграмм на базе табличной информации.
3
  • Ученик имеет представления о конкретной программе обработки ЭТ и ее назначении;
  • О вводе информации в ЭТ, об использовании готовой ЭТ для получения информации;
  • Может выделить признаки табличного процессора.
Средний 4
  • Ученик имеет начальные знания о вводе и редактировании информации в ЭТ
  • Умеет загружать ЭТ и вносить указанные изменения, создавать простую таблицу без вычислений, вводить числовую и текстовую информацию и сохранить ее в виде файла под предыдущим именем
  • Умеет маркировать отдельные ячейки и их диапазоны, копировать и перемещать информацию, сохраняющуюся в ЭТ
5
  • Ученик с помощью учителя может сформировать ЭТ для решения простого учебного задания с использованием вычисления сумм содержимого ячеек, размещенных подряд
  • Умеет самостоятельно вводить и редактировать информацию, представленную в виде таблицы Умеет давать созданной таблице имя и сохранять в заданном месте диска
6
  • Ученик владеет основными навыками работы в среде ЭТ, умеет самостоятельно форматировать таблицу: изменять ширину столбцов, изменять формат содержимого ячейки, добавлять и удалять строки и столбцы, обрамлять рамкой ячейки и таблицу.
  • Может по образцу создать ЭТ для решения учебного задания с использованием вычислений сумм содержимого выделенных ячеек.
Достаточный 7
  • Ученик в целом ориентируется в среде табличного процессора, знает его основные возможности и правила обработки информации.
  • Умеет самостоятельно обрабатывать табличную информацию с помощью арифметических операций табличного процессора
  • Умеет самостоятельно спроектировать и создать ЭТ для решения учебного задания, предусмотренного программой.
8
  • Ученик умеет использовать встроенные функции ЭТ
  • Может исправить ошибку, на которую указал учитель
  • Использует интерактивную справочную систему
  • Умеет строить диаграммы
9
  • Ученик свободно владеет редактором ЭТ
  • Знает основные правила поиска информации в ЭТ и умеет найти необходимый файл, содержащий ЭТ.
  • Умеет создавать списки, упорядочивать, находить и выбирать данные по определенным признака
  • Умеет форматировать и редактировать созданные диаграммы
  • Понимает отличие абсолютных и относительных ссылок
  • С помощью учителя может присваивать ячейкам имена и использовать имена и абсолютные ссылки в вычислениях
Высокий 10
  • Ученик основательно знает и использует возможности ЭТ
  • Самостоятельно выполняет учебные задания по созданию и форматированию таблиц, вычислению в таблицах с использованием операций и функций в том числе логических: построение диаграмм и графиков; поиск и упорядочивание данных в ЭТ; выполнение элементарного анализа данных
11
  • Ученик находит и использует дополнительные источники информации
  • Умеет использовать результаты обработки ЭТ (таблицы, графики, диаграммы)
  • Умеет выбирать необходимую функцию для решения задачи и использовать ее, подбирать необходимый тип диаграммы и строить сложные диаграммы; использовать сложные условия для поиска в таблице необходимых данных; производить анализ данных с помощью средств, встроенных в ЭТ
12
  • Ученик имеет стойкие системные знания по ЭТ и использует их.
  • В процессе выполнения заданий проявляет творческий подход.

Методические указания по изучению темы

Учебный материал разбит на десять модулей.Последовательность изучения каждого модуля следующая:

Шаг первый.     Изучение теоретического материала по теме.
Шаг второй.     Выполнение заданий по образцу.
Шаг третий.     Самостоятельное выполние практических заданий.
Шаг четвертый.     Тестовый контроль знаний.

В состав каждого модуля входят:

  • Глоссарий, содержащий основные термины и их определения
  • Список основних комбинаций клавиш для работы в Microsoft Excel.
Для начинающего пользователя обязательным является прохождение каждого раздела модуля.
Остальные могут сразу перейти к выполнению третей и четвертой части.
В случае неудовлетворительного результата теста рекомендуется пройти все этапы изучения модуля с начала.

Для итоговой проверки знаний по курсу предлагается контрольная работа и тестовое задание, которые отправляются на проверку преподавателю.





















Используются технологии uCoz